Как учителю трудового обучения, мне наиболее близко и понятно высказывание Эзопа: "Истинное сокровище для людей – умение трудиться." Как говорил Антон Павлович Чехов: "Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни." На уроках я стараюсь донести эти взгляды своим ученикам. Научить их относиться уважительно к человеку любой профессии, а к труду - позитивно, созидательно и творчески. И чем больше людей будут жить по таким правилам, тем наша жизнь и жизнь всего нашего общества будет чище и радостней.


Трудовое обучение детей с интеллектуальными нарушениями

Трудовое обучение детей с умственной отсталостью и последующее их трудоустройство считаются основной задачей коррекционной школы. Это одна из сложнейших задач по нескольким причинам. Для детей характерны не достаточно развитая моторика, неловкость, неуклюжесть движений, и эти качества нередко сочетаются с дефектами органов зрения или слуха. Плохой почерк и невнятная речь еще более затрудняют выбор какой-либо профессии. Учитель должен задолго до окончания школы, буквально с момента начала трудового обучения, учитывая местные конкретные условия, заботиться о их будущем. Но при этом практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна для умственно отсталых детей. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Задачами трудового воспитания и обучения являются следующие:
♦ обеспечение максимально возможной самостоятельности в бытовом и санитарно-гигиеническом самообслуживании;

♦ вырабатывание положительного отношения к посильным видам труда, готовности к помощи в хозяйственно-бытовом труде;

♦ формирование привычки и положительной установки к определенному виду труда в течение 5-6 часов в день в мастерской или в сельском хозяйстве;

вырабатывание навыков выполнения ряда операций в том или ином доступном виде труда;

♦ в зависимости от индивидуальных возможностей каждого из учащихся, помочь им научиться переключению с одного вида деятельности на другой;

♦ обучение детей совместной работе по бригадной системе, с соблюдением принятых норм и правил поведения.

Трудовое обучение и трудовое воспитание в школе для умственно отсталых детей играют важную роль в системе социальной адаптации. Особенно важно в системе трудового обучения детей использование наглядных методов и средств обучения. Успешность практической деятельности школьников на уроках труда зависит от способности детей усваивать предметные образы изделий, планировать и контролировать работу. Необходимым наглядным средством при трудовом воспитании детей служит изделие-образец, от качества которого во многом зависит способность учащихся изготавливать продукцию. В столярном, слесарном или переплетном деле основное наглядное средство — это натуральный образец. Помимо этого, используются натуральные образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей (например, в швейном деле карманы или воротники). Иногда целесообразно дополнять натуральный образец макетом. Макетом называется увеличенный (уменьшенный) образец изделия или части изделия. Макет позволяет учителю объяснить устройство элементов изделия.

 Этапы трудового обучения
Проблема интеграции лиц с нарушениями интеллектуального развития является государственной и определяется нормативными актами, правами и возможностями данной категории детей. Эта проблема решается с участием всех институтов образования в создании безбарьерной среды, в которой каждый конкретный индивидуум мог бы обучаться, воспитываться и развиваться.
Такой средой (моделью) является Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные общеобразовательные программы "Школа №3", в которой обучаются учащиеся и воспитанники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В качестве трудовых занятий могут выступать уроки:

- младший обслуживающий персонал;
- по столярному делу;
- слесарному делу;
- картонажно-переплетному делу;
- швейному делу;
- сельскохозяйственному труду (животноводству, овощеводству, цветоводству, декоративному цветоводству и т.д.);
- профессиям строительного направления (штукатура, маля-ра, плотника).

Весь процесс трудового обучения носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся.

Трудовая деятельность детей с нарушением интеллекта рассматривается в олигофренопедагогике как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение — как средство вооружения учащихся базовыми учебными действиями, необходимыми для успешной социализации и качественного трудоустройства.

Проблемой трудового обучения, как и воспитания, в разные периоды развития олигофренопедагогики занимались Д.И.Азбукин, А. Н. Граборов, Г. М.Дульнев, В.Ю.Карвялис, Е.А. Ковале-Ва, В.В.Коркунов, С.Л.Мирский, У.М.Муртузулиева, Н.П.Павлова, Б. И. Пинский, Г. В. Васенков, А. М. Щербакова и другие. Все они отмечают, что знания, полученные учащимися на уроках трудового обучения, повышают уровень их интеллектуального развития и являются базой формирования у них рабочих умений и навыков.

Возможность овладения профессией учащимися часто зависит от наличия сопутствующих физических нарушений и той коррекционной работы, которая проводится учителями трудового обучения и школой в целом.


Трудовое обучение осуществляются поэтапно.  На каждом конкретном этапе решаются общие учебные задачи и специальные, характерные для конкретного этапа.

Первый этап

Обучения реализуется в 0—4-х классах. Уроки ручного труда в 0 — 4-х классах — база для подготовки мальчиков, девочек к обучению в учебных школьных мастерских. Таким образом, первый этап трудового обучения на уроках ручного труда в 0 —4-х классах является избирательным и направлен на формирование у учащихся начальных классов первоначального трудового опыта.

На этом этапе решаются следующие задачи:
- формирование знаний о материалах, с которыми учащиеся будут работать на уроках ручного труда;
- коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
- обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно-гигиенических требований при использовании различных материалов;
- обучение знаниям об устройстве и назначении ряда инструментов, безопасных при работе с ними;
- формирование организационных умений и навыков, в том числе по организации рабочего места;
- выполнение учащимися различных заданий (выполнить сюжетную композицию, используя геометрические фигуры, например: построить «жилой квартал»; создать растительный орнамент и т.д.);
- ознакомление учащихся, особенно учеников 3 —4-х классов, с некоторыми профессиями;
- проведение трудовой и моторной диагностики и определение у учащихся трудового профиля;
- изучение индивидуальных трудовых возможностей учащихся, готовности их трудиться в мастерских по конкретному трудовому профилю.

Второй этап — профориентационный.

Это общетехническое трудовое обучение в 5-м классе на базе профессиональных мастерских. Задачи этого периода более конкретны и преследуют две основные цели:
- адаптацию учащихся к измененным условиям обучения, переход к самостоятельной деятельности под строгим контролем и с помощью учителя-предметника;
- отбор учащихся по видам трудового обучения с учетом их возможностей, уровня развития двигательных и интеллектуальных способностей.

На школьной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), куда в обязательном порядке приглашаются классный руководитель и учителя трудового обучения, заслушиваются данные, собранные на ученика. После подробного обсуждения выносится решение о возможности его обучения по предложенной школой специальности. Если члены комиссии устанавливают, что способности учащегося 5-го класса не соответствуют требованиям изучаемой профессии, он переводится в мастерскую с более легким трудовым профилем.

Третий этап — профессиональное обучение

На данном этапе увеличивается количество учебных часов, путем упражнений осуществляется формирование и совершенствование профессиональных навыков.
В процессе профессионального обучения особое внимание уделяется правильности выполнения учащимися трудовых приемов, а в дальнейшем — темпу работы и степени овладения трудовыми навыками.
Третий этап — это активное обучение труду, которому надо учиться, как и всякому другому виду творческой деятельности. Степень успешности обучения детей с умственной отсталостью зависит от сложности знаний, умений и навыков, составляющих содержание специальности; от методов и приемов обучения; от индивидуальных качеств обучающегося, его психофизических особенностей.

В состав трудового обучения входит формирование системы рабочих движений, трудовых навыков со словесной основой их организации. Формирование этих движений имеет свои закономерности и теснейшим образом связано с формированием умственных действий в труде. Ведущим фактором в умственном развитии школьника при трудовом обучении будут те условия, которые обеспечивают формирование у подростка общей способности самостоятельно и целесообразно организовать свою трудовую деятельность.

К числу умственных действий относятся ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения задания, различные измерения, вычисления и разметки, ряд контрольных действий. Умственные действия, входящие в состав трудовой деятельности, проявляются в различных умениях, в частности в умениях:

- пользоваться различного рода инструкциями (устными, письменными, рисунками и чертежами, образцами и моделями изделий и т.п.);
- спланировать порядок рабочих операций;
- производить разметку, необходимые измерения;
- постоянно контролировать свою работу;
- устанавливать различные причинные зависимости в процессе изготовления изделия.

Большая часть учеников нуждаются в помощи. Некоторые обращаются за помощью к учителю по своей инициативе, часть учеников прекращают работу, пребывают в пассивном ожидании, и лишь немногие ученики могут продолжать работу, не замечая явного брака в своем изделии. Почти все затруднения у учащихся возникают тогда, когда они сталкиваются с какими-либо умственными задачами, для решения которых необходимо произвести некоторые мыслительные операции, проявить умения интеллектуального порядка.

Следует заметить, что к концу профессионально-трудового обучения почти все ученики специальной школы овладевают в достаточной мере рабочими операционными навыками и в состоянии выполнять довольно сложные комплексные работы.

Четвертый этап— это профессионально-трудовое обучение с производственной практикой на предприятиях или в специально организованных условиях в школе, близких к производственным, под руководством школьного учителя трудового обучения.

Трудовое обучение на этом этапе направлено на подготовку школьников к работе по определенной профессии, желательно уже подобранной ученику.  Половина времени отводится на повторение, что позволяет подготовить подростков к практике на предприятиях и сдаче экзамена по трудовому обучению. Это единственный экзамен, который сдают учащиеся с нарушением интеллектуального развития за весь период обучения.

Квалификационный экзамен на присвоение начального разряда по изучаемой в школе профессии проводится по приказу директора школы с участием специальной квалификационной комиссии. Экзамен состоит из теоретической и практической частей. Ученики, успешно сдавшие экзамен, получают удостоверение установленного образца, что дает право трудоустройства по приобретенной профессии.

От квалификационного экзамена решением педагогического совета школы могут освобождаться ученики, которые по своим психофизическим особенностям не овладели полностью программой или обучались по индивидуальным программам.

Пятый этап — производственное обучение.

Он завершает трудовую подготовку школьников с нарушениями умственной деятельности. В этот период учащиеся должны овладеть навыками выполнения заданий, близких к квалификации рабочих. Обучение на этом этапе протекает в условиях производственной практики. Учащиеся последовательно осваивают различные виды работ на одном рабочем месте. Кроме учителя трудового обучения огромную помощь оказывают наставники из числа рабочих.

Таким образом, выделенные этапы трудового обучения, завершенность и логическая последовательность их целей, а также требования к содержанию каждого конкретного этапа определяют основные принципы коррекционной педагогики, в том числе и олигофренопедагогики: воспитывающий и развивающий характер обучения, связь теории с практикой, коррекционная направленность трудового обучения, индивидуализация и дифференциация процесса трудового обучения.
Подробнее: Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /
В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина.  — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Комментариев нет:

Отправить комментарий