Как учителю трудового обучения, мне наиболее близко и понятно высказывание Эзопа: "Истинное сокровище для людей – умение трудиться." Как говорил Антон Павлович Чехов: "Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни." На уроках я стараюсь донести эти взгляды своим ученикам. Научить их относиться уважительно к человеку любой профессии, а к труду - позитивно, созидательно и творчески. И чем больше людей будут жить по таким правилам, тем наша жизнь и жизнь всего нашего общества будет чище и радостней.


Рекомендации родителям

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется множество положительных качеств личности, а также совершенствуются умения и навыки, которыми ребенок уже владеет. А гармоничное сочетание трудовых действий с другими видами деятельности открывает широкие возможности для развития ребенка в различных направлениях.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать уже в раннем возрасте. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых порождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к общественно полезному труду;
- постепенное расширение круга обязанностей, их усложнение;
- постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

Труд в семье должен быть посильным для ребенка. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент - интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Многого он, конечно, не сделает, а вот кое-какие навыки получит. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом.

За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом - это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы - это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Помните: давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что за чем следует выполнять, и почему это делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут.
Именно так у ребенка сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить - они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то мы не сможем поесть.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых - это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.
Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению к его результатам.

Советы родителям:
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
Разработала: Ерофеева Ольга Сергеевна, 
воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с №134 «Нотка» г. Магнитогорска

Как научить ребенка трудиться

1.Познакомьте ребенка с правилами:

 - все, что можешь, делай сам;
 - не забывай убирать за собой;
 - уважай труд других людей;
 - прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
 - делай все аккуратно, не торопясь;
 - не отвлекайся, когда трудишься;
 - правильно пользуйся орудиями труда;
 - не оставляй работу незаконченной;
 - если трудишься не один, работай дружно;
 - если окончил дело раньше, помоги другим.

2.Ребенок полюбит труд, если:

 - приобщать его к труду как можно раньше;
 - трудиться вместе с ним;
 - дать ему постоянное поручение;
 - прививать навыки культуры труда;
 - поручать работу с достаточной нагрузкой;
 - показывать общественную значимость труда
 - его важность и необходимость для других.

3.Нельзя:

 - наказывать трудом;
 - торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
 - давать непосильные поручения;
 - допускать отступления от принятых требований;
 - забывать благодарить за помощь. Прежде, чем ребенок начинает трудиться:
 - сообщите цель поручения, объясните его необходимость;
 - помогите приготовить орудия труда;
 - напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.


 В процессе работы, если необходимо, помогите ребенку, но помните: все что ребенок может сделать, он должен делать сам.
 После выполнения поручения поблагодарите ребенка, оцените его труд; помните, что главный критерий оценки — трудовая активность, усилия ребенка.

По возникшим вопросам пишите по адресу: irina.kirkitsa@yandex.ru или оставляйте коментарии на странице обратной связи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий