Как учителю трудового обучения, мне наиболее близко и понятно высказывание Эзопа: "Истинное сокровище для людей – умение трудиться." Как говорил Антон Павлович Чехов: "Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни." На уроках я стараюсь донести эти взгляды своим ученикам. Научить их относиться уважительно к человеку любой профессии, а к труду - позитивно, созидательно и творчески. И чем больше людей будут жить по таким правилам, тем наша жизнь и жизнь всего нашего общества будет чище и радостней.


Работа с детьми

Целью работы олигофренопедагога - учителя труда с детьми с интеллектуальными нарушениями является, качественное овладение обучающимися профессиональными навыками, необходимыми им для дальнейшего трудоустройства и жизни в целом.

Труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

В нашей школе трудовое воспитание детей проходит по следующим профилям: штукатурно-малярное дело, столярное дело, обувное дело, художественный труд, швейное дело, рабочие зеленого хозяйства и младший обслуживающий персонал.

Я работаю учителем трудового обучения по профилю «Младший обслуживающий персонал» с 2012 года. Именно в этом году было открыто данное направление трудового обучения с целью расширения круга предлагаемых рабочих профессий.

Программа трудового обучения «Младший обслуживающий персонал» предусматривает подготовку учащихся к выполнению таких видов деятельности, как: рабочий по уборке территории, рабочий по уборке производственных и служебных помещений, младший медицинский персонал, рабочий по кухне.

Первым этапом трудового обучения в нашей школе является обучение учащихся в классах наблюдения, которые также функционируют с 2012 года.

Целями классов наблюдения являются:

- определение уровня психофизического развития ученика, его интереса и готовности к обучению по определённому трудовому профилю;

- выбор предпочтительного профиля обучения;

- формирование общетрудовых умений.

Для проведения уроков трудового обучения класс наблюдения делится на две группы. При делении на группы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков. Обучение в классах наблюдения носит ознакомительный характер. Ученики выполняют в изделии только доступные для них операции. Учителем ведутся карты трудовых умений каждого учащегося по каждому профилю в начале и конце четверти.

В рамках знакомства с профессией «Младший обслуживающий персонал» для учащихся классов наблюдения я провожу экскурсии по служебным помещениям школы: пищеблок, моечный цех, комнаты для хранения уборочного инвентаря, складские помещения, медицинский пункт, изолятор медпункта и т.д. Организую встречи и беседы с обслуживающим персоналом школы: уборщицы, дворник, заместителем директора по АХЧ, посудомойщицами. Также организую экскурсии на различные предприятия города: прачечная, детская поликлиника, ЖЭУ и другие. На данных предприятиях для учащихся проводятся беседы о значимости профессии «Младший обслуживающий персонал», учащиеся наблюдают за работой профессионалов, знакомятся с оборудованием.

Чтобы развить у учащихся интерес к профессии, на уроках применяю игровые технологии, разыгрываю ролевые ситуации, использую много наглядного материала, натуральных образцов инвентаря и другого оборудования. Кроме того, учащимся предлагается много раздаточного материала, где они могут рисовать, делать аппликации, разгадывать профессиональные кроссворды, ребусы и многое другое.

Учащиеся, выбравшие профиль «Младший обслуживающий персонал», проходят профильную подготовку 5-7 классов на базе школы. Обучение учащихся осуществляется в кабинете и на пришкольном участке. Кабинет для теоретического и практического обучения специально оборудован: рабочие столы, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования, посуда, кровати, ковровое покрытие, средства для ухода за больными. Метлы, швабры, половые щетки, совки, лопаты и т.д. хранятся в кабинете или подсобном помещении. Школьники работают только в индивидуальной спецодежде и пользуются только индивидуальными средствами гигиены.

Учащиеся 8-9 классов происходят профильное обучение в школе (освоение теоретического материала) и на базовом предприятии.

Опыт работы в Профессиональном лицее №8 познакомил меня с дуальной системой обучения. Как известно, дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии.

Начиная с 2012 года, мы активно сотрудничаем с различными предприятиями города Комсомольска –на – Амуре, где проходят практическое обучение учащиеся 8-9 классов нашей школы по профилю «Младший обслуживающий персонал». Это ДОУ №118, и ДОУ «Теремок» №9. Основное отличие моего опыта работы от системы дуального обучения в системе СПО заключается в том, что учащиеся находятся на предприятии совместно с учителем. За каждым учащимся закреплен свой наставник, а я, в течении всего периода работы, перемещаюсь от одного учащегося к другому, координируя его деятельность. Такая деятельность на предприятии дает нашим учащимся с ограниченными возможностями здоровья отличный шанс рано приобрести самостоятельность и наименее безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Обеспечивается плавное вхождение в трудовую деятельность, без особого стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Учащиеся учатся выполнять конкретные трудовые обязанности, учатся работать в коллективе, формируют профессиональную компетентность и ответственность.

В 2015 году было открыто обучение по программе профессиональной подготовке «Младший обслуживающий персонал». Программа предусматривает подготовку кадров, рабочих и служащих по квалификации ОК 016-94: дворник 11786, уборщик производственных и служебных помещений 19258, санитарка (мойщица) 18112.

Образовательный процесс и программа выстроены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с нарушениями в умственном и физическом развитии.

Производственное обучение учащихся проходит на различных предприятиях города: детская стоматологическая поликлиника, городская больница №7, столовая ООО «Ритм 4», дошкольное образовательное учреждение № 118. Руководители данных предприятий с большим удовольствием принимают наших детей, так как именно работников по данному направлению всегда не хватает.

Перед прохождением производственной практики учащиеся в обязательном порядке оформляют личную санитарную книжку.

На протяжении всего периода прохождения практики на предприятии учащиеся заполняют дневники производственной практики. В них отражено: на каком предприятии учащиеся работают, какого числа, сколько времени и какие виды работ они выполняют. Данная форма отчета мобилизует учащихся, они стараются выполнить как можно больший объем работ, хорошего качества, т.к. каждый день производственной практики также оценивается в дневнике.

Профессия «Младший обслуживающий персонал» доступна учащимся нашей школы и, что самое главное, востребована на рынке труда нашего города.

Комментариев нет:

Отправить комментарий